Абхазия 2006

Форум
:. Почта

(отчет о поездке)

Лето в самом разгаре. Скоро отпуск. Надо думать, куда податься в этом году. Где можно отдохнуть душой и телом? Заграница не манит - путевка на троих "все включено" обходится дорого (по другому лучше и не ездить), загранпаспортов все равно нет. Крым недоступен из-за отсутствия собственной машины, да и хохлы не очень то привечают нас, "москалей" (даже если ты живешь в Магадане, все равно ты - "москаль"). Была мысля рвануть на Иссык-Куль, но на уговоры никто из друзей и знакомых не поддался.
   Значит решено - Абхазия, и только Абхазия! Вот где спокойный, размеренный отдых. Без суеты и шума, чистое море, яркое солнце, почти субтропики. Не понимаю, как люди отдыхают в Сочи, Гелендиже или, не дай бог, Анапе?! Вспоминаю свой первый опыт отдыха в Лазаревском. Уже тогда народу было достаточно много. Теперь же, проезжая мимо, мы с ужасом наблюдали этот муравейник. Суета неимоверная, все куда-то спешат, улицы запружены машинами, шум, гам, выхлопы... А что творится на пляжах? Ужас!

Ну это так, лирическое отступление.
   Пятого августа состоялся старт на машине VW Transporter с экипажем в пять человек. Андрей со Светланой любезно согласились взять нас собой, т.к. ехали по путевке в Хосту. Оттуда до границы всего 10 км. Машина, скажу я вам, просто супер. Мощная, легко управляемая, вместительная. За рулем находиться более чем приятно. Погода выдалась плохая, так что мы стремились как можно быстрее перевалить за Уральские горы. Ехали стандартным путем - через Кыштым, Златоуст... В Миассе созвонился с Олегом, возвращающимся из Перми и сообщившим о том, что бензин подскочил в цене. Затем на связь из Украины вышел Виктор и огорошил тем, что горючее там стоит 27 руб. Мда... Хохлы прикурили...
   Как мы и предполагали, ближе к Башкирии небо прояснилось, выглянуло солнышко, настроение поднялось. Вот тут меня и приняли башкирские гаишники. Шили встречку, грозились отобрать права, указывая на пачку собранных за день. На что я спокойно доказал - статья 12.15 ч.3 тут ни причем и максимум, что я могу для них сделать - отдать 50 р. без квитанции, по доброте душевной. На том и сошлись. Правда на это ушло целых полчаса. Они мне талдычили про какой-то приказ, на что я им показывал ПДД - другого закона не существует.
   В Татарии заправились дешевым бензином и быстрее рвем из этого гиблого места. В Северном свернули в Бугуруслан. Вздохнули свободнее, ни фур, ни гайцев и трафика почти нет. Зато в самом городе старая история - заблудились из-за ремонта моста. Оказалось, что надо было проехать 200 метров до соседнего моста, однако никаких знаков не установлено. К слову сказать, и на обратном пути умудрились поплутать немного. Каждый год я подъезжаю к этому Бугуруслану со страхом, что потеряюсь навсегда в лабиринтах этого патриархального городишки...
   Вскоре быстро движемся в сторону Самары. Встречная полоса забита, это дачники едут из города. Мы же на зависть им несемся по абсолютно пустой дороге, иногда соревнуясь с проходящим параллельно поездом. После Самары снова смена водителей и я засыпаю на заднем сиденье. Переправу через Волгу проспал, как впрочем и самый нудный участок от Саратова до Волгограда. Здесь интересная ситуация с бензином - разбег цен на целых два рубля за литр. На въезде в город самый дешевый, на выезде самый дорогой. Андрей решил поехать через Калмыкию. Я сразу предупредил, что этот путь для меня новый, ночью могу заблудиться. Но уже поздно - держим путь на Элисту. Вскоре пошла степь. Ожидал увидеть пески, барханы и верлюдов, однако вместо них росла довольно сочная травка, кустарники и ни одного двугорбого. Движение на трассе довольно оживленное, много фур из Дагестана.

А вот и пост на границе Калмыкии. Обязательная остановка и выяснение, куда мы едем. Ответ "в гости" снимает все остальные вопросы. Я надеялся, что заедем в Элисту, осмотрим город, шахматный городок, дацан... Однако к республиканскому центру подъехали только в три часа ночи. Объездная дорога идет выше города, с нее открывается довольно красивый вид на ночную Элисту. Особенно эффектно смотрится буддистский храм с яркой подсветкой в центре города. А какое изумительное ночное небо здесь! Оно так и пылает звездами, мимо которых проплывают точки спутников. Мы долго стояли с разинутыми ртами, пытаясь найти знакомые и угадать незнакомые созвездия.
   В 03.00 сел за руль. Пересекли озеро Маныч и въехали в Ставропольский край. На посту обязательная проверка с записью в журнал. Затем городок Дивное. Казалось, что этот населенный пункт никогда не кончится, довольно долго я держал скорость 60. Ночью ехать довльно приятно - никто не мешает, все спят, машин мало, гайцев нет. Только в пять утра очень спать хочется.
   Наш главный рулевой Андрюха предупредил, что в Ставрополь заезжать не надо. Других указаний не поступало. Дорога хорошая, в машине тишина, только мотор довольно урчит и шины шуршат. В Ипатово вижу знак: налево Ставрополь, направо Ростов. Вспоминаю данное мне указание "В Ставрополь нам не надо!" А раз так, значит ухожу направо. Вскоре чувствую, что-то не то. Встречных машин совсем не стало. Зато дорога как зеркало. Ночь кромешная, мчусь 120 км/ч. А сам на датчик топлива поглядываю. Стрелка все ближе к нулю. На протяжении получаса ни одного населенного пункта. Затем появляется Тахта, но и тут бензина нет. Стрелка угрожающе опускается на красное деление. Бензин, вообще-то, есть. В багажнике, на самом дне. Чтобы его достать, надо всех разбудить, а это не есть гуд. Останавливаюсь. Смотрю карту и вижу - поехал не туда. В смысле не так, как задумывал Андрюха. Но не надо отчаиваться. Теперь моей целью будет Кропоткин, а уж там я знаю дорогу как свои пять пальцев. На последних каплях бензина подъезжаю к Дмитриевскому и (о, чудо!) работающая заправка.
   Сворачиваю на Изобильный. Перед въездом в город круговое движение. Никаких указателей. Снижаю скорость. Куда дальше? В это время по кругу также медленно движется наряд ДПС. Ухожу направо, по главной. Они за мной, не отстают, но и не обгоняют. Решаюсь остановиться и спросить дорогу. Они также плавно останавливаются. Из машины выходит ИДПС и, не успев открыть рот, как я заявляю о том, что мы заблудились и требуется его помощь. Он дает нужное направление с характерным южным акцентом и под конец интересуется, что это за регион 96? Можно сказать, мы были первыми с номерами из Свердловской области в городе Изобильном. Дальнейший путь не представлял трудностей - Новоалександровск, Кавказская, Кропоткин, Усть-Лабинск, Белореченск. Стоп. Вот после Усть-Лабинска гайцы нагрели меня на 50 руб. за пересечения разметки. Такого идиотского способа нанесения я не видел нигде и никогда. Ощущение, что полукруглую линию они нарисовали сами. Ну да бог им судья. Далее Апшеронск, Хадыженск (перед ним открывается обалденный вид на горы). Ура! Наконец-то, МОРЕ! Еще четыре часа по серпантину и мы на границе. Кстати, заехали пообедать в Лазаревском - выбрали не самое удачное кафе, в котором официантки с таким пренебрежением обслуживали нас, что мы только рады были уехать оттуда подальше.

К границе прибыли в 15.00. На автомобильном КПП всего четыре машины! Жаль, но наши друзья остались на российской территории (по путевке в Хосте). Мы же пошли через границу пешком. На улице +40! Жара неимоверная! С меня все течет, при этом тащу на себе огромный рюкзак и сумку. У остальных своя поклажа. На абхазской стороне какой-то молодой человек, заприметив в нас туристов, преградил путь и вежливо попросил подойти к двум столикам, расположенным неподалеку. Вокруг них собралась толпа, протиснувшись узнаю, что здесь выписывают страховки. Стоимость - 10 руб. в сутки на человека. Выписывают бумажку с печатью, очень похожую на театральный билет. Лохотрон! Полное надувательство. Мы спокойно и уверенно отходим от толпы и идем к площади.
   Нас никто не встречает. Но тут мы сами виноваты, не предупредили заранее. Просим водителей помочь, позвонить Гураму в Агудзеру. Один из них оказался его знакомым и вот я уже договариваюсь о встрече в самой Агудзере.
   В маршрутке сидеть очень жарко. Невыносимо жарко. Мы выходим на лицу, все время пьем минералку, восполняя возникшую нехватку воды в организме. Но водитель не желает ехать, пока весь салон не заполнится. Через полчаса парень с девушкой не выдерживают и уходят в сторону границы. Мы с удивлением смотрим им вслед. Еще 20 минут и мы мчимся по новому асфальту мимо Гагр. Все здесь знакомо. Ребенок с восторгом смотрит в окно, вспоминая предыдущие поездки. В центре видим работающий светофор. Значит что-то в Абхазии меняется. Мимо мелькнула Гудаута, Новый Афон и через два часа выходим на рынке в Сухуме. Предстоит пересадка на другую маршрутку. Снова ждем, но время не теряем, идем в магазин и закупаем все самое необходимое. Особенно налегая на холодную минералку. Не отходя от кассы выпиваем две бутылки и покупаем еще четыре. Продавщица понимающе смотрит на нас. Говорит, что такой жары не было давно.

Еще двадцать минут поездки и нас высаживают в Агудзере. Гурама нет. Это настораживает. Так далеко без машины мы еще не забирались. На дворе уже восемь вечера. Темнеет здесь быстро... Неужели он не приедет? Зря беспокоились. Лихо подъезжает белая пятерка с военными номерами и улыбчивый хозяин приветствует нас. По дороге осматриваем местный городишко. Дома пятиэтажные. Ни одной брошенной квартиры, ни одного выбитого стекла. С общественными зданиями дело обстоит намного хуже. Проезжая мимо брошенных пансионатов обращаем на них внимание. На что Гурам заявил, что их уже кто-то приватизировал и в следующем году начнут восстанавливать. Вскоре подъезжаем к воротам, за которыми виден Вот в этом доме, на первом этаже, мы жили...уже знакомый (по фотографиям) двухэтажный дом. Хозяин вместе с хозяйкой показывают свою горость - это мини-пансионат: на первом этаже один номер, на втором шесть. Практически в каждом есть маленький телевизор, маленький холодильник, в некоторых кондиционер. Везде чисто прибрано, довольно уютно. Но тут Гурам огорашивает тем, что забронированный нами номер занят. И освободится только завтра. Как же так? Мда...  Приходится ночевать в другой комнате, наспех прибранной, зато большой. Ну это не беда. Главное, что море в 30 метрах от дома. Бросаем сумки и бежим на берег.
Отдыхающие практически отсутствуют.   Народу мало. Можно сказать, никого нет. Не больше 10-15 человек на весь обозреваемый берег. Море спокойное. Нежно и тепло принимает нас. Плаваем, ныряем, барахтаемся и в изнеможении выползаем на берег с последними лучами солнца. А закаты, скажу вам, там просто потрясающие Посмотрите на фотографии и убедитесь сами.

Зовут на ужин. В большой комнате рядом с кухней стоят четыре столика, на них всегда есть соль, сахар, перец, мед и даже зубочистки. Подали пюре с Закаты в Агудзере просто потрясающие.фаршированными перцами, салат из капусты с горошком, на сладкое изумительный "хворост" и горячий чай в огромных кружках. В комнате есть кондиционер, музыкальный центр, большой телевизор, мягкая мебель.

Утром снова море. Как все-таки приятно, когда оно здесь, совсем рядом. Не надо ни о чем заботиться - вышел за калитку и сразу попадаешь на пляж. Не успели окунуться, как над нами пролетели два вертолета: Ми-8 и Ми-26. Шли они очень низко, в кабине можно разглядеть пилота, а некоторые пассажиры помахали нам рукой. Впоследствии эта двойка (иногда три вертолета) пролетали над нами с завидным постоянством - утром и вечером. Как раз в это время возникла напряженность в Кодорском ущелье, до которого от нас "рукой подать": всего 60 км. До грузинской границы - 90.
   Оставив своих валяться на пляже, я пошел осматривать Агудзеру. Сначала дошел до старой башни на берегу моря, рядом с которой есть два кафе. Затем прошел полтора километра до железной дороги, по которой вот уже 14 лет ни один поезд не ходит. Прямо за ней пожарная часть и начинаются жилые пятиэтажные дома. Навстречу попадаются редкие отдыхающие. Представляю, каково это каждый день тащиться до моря полтора-два километра. Ближе жилья нет, ведь на берегу всего один дом - наш.
   Прошел всю Агудзеру вдоль и поперек. Здесь есть отделение милиции, почтамт, аптечный пункт, несколько магазинчиков, где можно купить все самое необходимое (или совсем бесполезное). А также небольшой рыночек. Во всем населенном пункте увидел только одну кафешку, рядом с бывшей столовой. По улицам бесцельно слоняются хрюшки, коровы, оставляя после себя коварные мины. Будьте внимательны!
   На обратном пути завернул в огромный заброшенный парк. Запущенность придает ему своеобразный шарм. Медленно двигаюсь по заросшим дорожкам, вдыхая аромат эвкалиптов, коих бесчисленное множество. Потом я узнал, что здесь когда-то был питомник этих громадных деревьев. По их ветвям прыгают несколько белок. Интересно, чем они тут питаются? Постоянно останавливаюсь, чтоб набрать очередную порцию ежевики. Обожаю эту ягоду. Вот только самые спелые почему-то всегда находятся в самой гуще куста, спрятавшись за колючками.

На краю парка находится больница. Рядом с ней детский сад-ясли. Видел, как малышей водили на море.
   С берега отлично видна столица Абхазии - Сухум. Ночью, когда зажигаются огни, город кажется огромным лайнером в бескрайнем море. Особенно эффектно смотрится набережная.

Яблоки   Вокруге почти все дома брошены, разрушены. А ведь они принадлежали знаменитым людям - Евтушенко, Домбадзе, Симонову... Сейчас там можно беспрепятственно собирать вкусные груши, яблоки, алычу. Только делать это нужно осторожно - на звуки падающих плодов откуда ни возьмись прибегают коровы, которые бесцеременно съедят все, что упало на землю.

Вернемся к нашему дому. Вокруг него ухоженная территория, на которой растут огромные пальмы. Перед главным входом Аквариум под открытым небом.устроен аквариум под открытым небом, в котором плавают золотистые карпы и какие-то другие мелкие рыбешки. Посреди водоема стоит огромный камень. Вечером включают подсветку, получается очень красиво. На лужайке под пальмами стоят столики и стулья. Их несколько, поэтому никто не будет обделен. Тут же растет огромный кактус Агава. На газонах повсюду разбросаны камни весьма оригинальной формы. Качель для детей пользуется большой популярностью, мы сами с удовольствием покачивались на ней каждый вечер, глядя на морской горизонт. Прямо на высоком берегу установлено что-то Интересный камень...типа танцпола, где пару раз праздновали дни рождения. Там всю ночь горят фонари (как впрочем и на всей территории дома), рядом установлены пеньки и бревнышко, на которых довольно приятно сидеть с бутылочкой пивка или стаканчиком вина и тихо говорить ни о чем. Либо просто молчать и наслаждаться шумом волн, ночным морем и сверкающими огнями Сухума.

Море в Агудзере переменчивое. Утром спокойное и прозрачное, к вечеру поднимаются волны, довольно высокие. А на следующий день опять все сначала. Конечно, это не Пицунда, но такое разнообразие тоже кстати. За все время отдыха не было ни единой капли дождя. Только солнце и температура воздуха +35 в тени.
   Вы знаете, до чего могут дойти женщины в погоне за бронзовым загаром. Вот и моя жена умудрилась получить тепловой удар. Хорошо, что дом был рядом и я смог донести ее до прохладной тени. Но буквально через час она снова лежала под палящим солнцем.
   На пляже весь день практически никого не бывает. Только к вечеру, когда жара спадает, приходят несколько местных жителей. Вся Агудзера тусуется немного дальше, у той самой старой башни. Приезжают на машинах, приходят пешком и вечером там довольно оживленно. Цены здесь значительно ниже, чем в Гаграх или Пицунде. Кофе - 5 р. Мороженое - 20 р. Шашлык - 40 р. Вино лучше брать в магазинах. Там оно стоит всего 90-100 р.

Старая башня.   За все время никаких эксцессов не было, хоть мы и бродили по самым укромным уголкам парка и Агудзеры. Местные жители приветливые, на все вопросы отвечают с большой охотой. Молодежь неизвестно чем занимается, вечером постоянно собираются у башни. Все на "понтах", даже если приезжают на убитой "копейке". Впрочем, такое можно наблюдать во всей Абхазии. Лично мы на это даже не обращаем внимания. Привыкли уже.

НЗнаменитая набережная Сухума.а третий день поехали в Сухум. До него 20 минут на маршрутке. Там прошлись по рынку, прикупили всего, чего хотели и пошли к морю, т.к. по изнурительной жаре осматривать город не было никакого желания. Зато побывали на знаменитой набережной, искупались, вкусили хачапур и сухумское пиво. Кстати, на рынке продаются огромные торты, изумительные по красоте. Начальная цена - 250 р. Но можно торговаться и скинутьОгромный торт. цену почти вдвое. Жаль, что мы были без машины, ведь по жаре торт далеко не унесешь...
   О поездке в Сухум можно договориться с Гурамом, но цена кусается - 300 р., в то время как маршрутка всего 10 р. И не забудьте, что имя Гурам носит и хозяин дома - они братья . Один живет в Сухуме или Москве. Другой постоянно в Агудзере, т.к. является начальником военного госпиталя. Один много говорит, много чего предлагает, чувствуется влияние московской прописки. Другой более мягкий, спокойный, готов помочь всем.

Жили мы на первом этаже, в отличном двухкомнатном номере с отдельным входом и санузлом. Хотя первая комната является на самом деле верандой (или мансардой), но это было только большим плюсом, т.к. очень приятно сидеть на свежем воздухе, смотреть телек или просто прислушиваться к шуму моря. Двери не закрывали, хотя ключи нам выдали. Зачем? Чужие здесь не ходят.
   Зато в один из дней были свидетелями, как несколько вооруженных людей пожилого возраста осматривали берег,Вертолет миротворческих сил. выбирая позицию для стрельбы в сторону моря, затем советовались и что-то записывали в тетрадь. Потом шли дальше, снова повторяя все эти действия. Вкупе с каждодневными полетами вертолетов и сообщениями о бредовых высказываниях грузинского прэзидента, можно было подумать, что идет подготовка к войне. Однако это, почему-то, нисколько нас не взволновало. Вообще, в Абхазии никакой напряженности не чувствуется. Как будто Грузия находится на другой планете. Мы спокойно оставляли ребенка дома, а сами уезжали в Сухум. Или выходили ночью к морю и подолгу сидели возле него. Представляете, в Абхазии, за Сухумом, с двенадцати до двух часов ночи в полной темноте бродить вдоль набегающих волн, которые своими белыми пенящими щупальцами пытаются дотянуться до тебя. Абсолютно безлюдный пляж.

На другой день, оставив своих жариться на солнце, я двинулся в сторону поселка Пшап. По дороге осмотрел заброшенный пансионат Союза писателей. Здесь единственный в округе причал, который скоро совсем придет в негодность. С него сделал несколько фотографий АБСОЛЮТНО пустынного берега на протяжении нескольких километров. Всю жизнь мечтал побывать на необитаемом острове. И вот, кажется, мечта наполовину сбылась. Пускай это не остров, зато НИКОГО нет. Не удержался и полез в воду. Невообразимо приятно лежать одному в целом море. Здесь нет катеров, пароходов, яхт, машин, поездов, орущих детей и взрослых, а также спасательной станции. Никто не будет кричать: "Товарищ, вернитесь! За буйки заплывать нельзя!" Думал, пройти до самого Пшапа, но подошло время обеда и пришлось возвращаться обратно.

12 августа в Сухуме проходил рок-фестиваль. Лично не присутствовали, но наблюдали за ним по телевизору. Затем показывали полуторачасовой фильм о войне 1992-1993 гг., подробно про каждый месяц войны. Смотрел не отрываясь, очень впечатляет.

Наступил день отъезда. Встали в пять утра, собрались и пошли пешком до маршрутки. Путь не ближний, порядка трех километров надо тащиться с сумками и рюкзаком. Можно было договориться с Гурамом, но мы люди привычные к длительным прогулкам. Маршрутка подошла на удивление быстро и, самое главное, она довезла прямо до границы. Сначала мы сомневались, хватит ли нам места, но водитель уверил, что все будет впорядке. И в самом деле - немного потеснившись спокойно доехали до Псоу через два часа. Паспортный контроль прошли быстро и вот мы уже на российской территории. Таксисты и маршруточники чуть ли не хватают за руки. Однако гордо отвечаем - у нас своя машина. Рядом с рынком друзья дожидаются уже целый час. За бурным обсуждением проведенного времени мы проскочили Адлер, Сочи, а вскоре и весь серпантин.
   Впереди - Нальчик. Но это уже отдельная история.

Ну что еще сказать... Отдых удался на славу. Жалею только о том, что не побывал в Отапских пещерах. Зато есть повод, чтобы вернуться в Абхазию еще раз!

Далее предлагаю посмотреть фотоальбом на отдельной странице,
по причине большого количества качественных фотографий, которые можно использовать в качестве обоев для рабочего стола. Не пожалеете!!!

Дальше?

Абхазия 2004

Абхазия 2003

Фотоальбом

Главная | Полный привод | Карты | Водный туризм | Автотуризм | Разное | Поиск | Форум